Профессия "Секретарь руководителя (организации, предприятия, учреждения)"
Секретарь должен знать и уметь:
- положения, инструкции и другие нормативные документы, регламентирующие деятельность предприятия;
- принципы организации делопроизводства;
- методы обработки и оформления документов;
- архивное дело;
- машинопись;
- правила пользования приемно-переговорными устройствами (телефонами, факсами, мини-АТС и т. п.);
- стандарты оформления организационно-распорядительной документации, деловой корреспонденции;
- основы административного права и трудового законодательства;
- этику и эстетику;
- тонкости делового общения.
Куда поступить?
В институтах и университетах секретарскому делу не обучают. Только в профессиональных лицеях и училищах, среди абитуриентов которых профессия вот уже несколько лет является одной из наиболее востребованных и популярных. Чему учат в ПТУЗ? В нашем училище специальность секретаря руководителя (организации, предприятия, учреждения) интегрируется с родственной профессией – оператор компьютерного набора, что значительно расширяет возможности трудоустройства. Зачисляют на обучение после девяти или одиннадцати классов.
За время подготовки (а это 3 или 1,5 года
соответственно) будущие секретари изучают:
- учет и регистрацию входящей/исходящей корреспонденции;
- правила оформления документов согласно требованиям Единой государственной системы делопроизводства (ЕГСД);
- контроль правильности написания заявлений, подаваемых на подпись руководителю;
- нюансы пользования компьютерами и другой офисной техникой и т. д.
Учащимся рассказывают, как вести документацию сотрудников в случае отсутствия работника отдела кадров. Так что, в идеале любой выпускник ПТУЗ должен уметь оформлять приказы по личному составу, трудовые книжки, документы о командировках, табель учета рабочего времени и любые справки.
Что проходят за курс обучения?
В идеале, будущие секретари осваивают довольно широкий перечень дисциплин.
Обязательно изучают:
- секретарское дело (введение в специальность, должностные обязанности, прием и учет посетителей, делопроизводство и документооборот, работа с деловой корреспонденцией, техника телефонных переговоров);
- работу на ПК (операционная система Windows, офисные приложения Word, Excel, PowerPoint; программы для обработки графических изображений Corel Draw, Adobe Photoshop; Internet Explorer, Access, сканирование в FineReader, архиваторы и антивирусы, скоростной набор текста десятипальцевым слепым методом);
- работу с офисной техникой (факсом, принтером, телефоном, мини-АТС, сканером).
Также изучаются предметы:
- основы рыночной экономики и предпринимательства;
- основы трудового законодательства и основы правовых знаний (трудовой контракт, аспекты взаимоотношений фирмы и работника, правила оформления и увольнения, заполнение и порядок хранения трудовой книжки);
- техника поиска работы (правила составления резюме, поиск работы через Интернет и кадровые агентства, как показать себя с лучшей стороны и как успешно пройти собеседование);
- основы профессиональной этики (налаживание отношений в рабочем коллективе, коммуникативные навыки, борьба со стрессами; офисный дресс-код, культура общения, особенности ведения деловой переписки и телефонных переговоров).
Перспективы профессии
Стартуя с позиции секретаря, Вы получаете прекрасную возможность сделать успешную карьеру. Постигнув все нюансы администрирования и специфики работы в подразделениях фирмы, толковый помощник без особого труда сумеет взять в свои руки руководство секретариатом, развить карьеру в избранном направлении и даже стать исполнительным или административным директором. Но, только в том случае, если постоянно пополняет багаж профессиональных навыков, повышая квалификацию.
А Вы знаете, что профессия оператора компьютерного набора не только интересная, но и достаточно сложная? Чтобы из Вас получился отличный оператор, нужно обладать теоретическими и практическими знаниями, а главное – уметь гармонично их объединять в процессе работы.
Профессиональные навыки оператора компьютерного набора полезны во многих профессиях. Они требуются в компаниях, где есть большие объемы информации, базы данных. В подобных сотрудниках нуждаются крупные торговые сети для отслеживания движения товаров, call-центры компаний. Операторы принимают заказы, вносят их в базу данных и т.п.
Профессия "Оператор компьютерного набора"
К профессиональной сфере оператора компьютерного набора относится: обслуживание компьютерных и интеллектуальных устройств, систем и сетей обработки информации и принятия решений; компьютерная обработка текстовой, графической и образной информации; обслуживание компьютеризированных, интегрированных и робототехнических систем.
Оператор компьютерного набора должен знать: правила эксплуатации компьютерной техники и систем связи; технологию обработки данных, рабочие инструкции, используемое программное обеспечение; последовательность выполнения операций в компьютерных системах (сетях); стандарты унифицированной системы организационно-распорядительной документации; делопроизводство; правила орфографии и пунктуации; технические требования к расходным материалам для принтера, бумаги, магнитных дисков; основы организации труда; основы законодательства о труде; правила защиты информации.
Оператор компьютерного набора должен уметь: выполнять операции с базами данных на компьютерном оборудовании; работать в текстовом редакторе; оперировать с файлами; выполнять другие операции технологического процесса обработки информации; управлять режимами работы периферийного оборудования (подготовка текстов и графических документов, таблиц, перечней, списков и т.д.); своевременно проводить коррекцию неисправностей в работе оборудования; докладывать ответственному лицу о выявленных отклонениях в работе компьютерного оборудования; осуществлять прием/передачу информации по сети; постоянно совершенствовать умения и навыки работы с клавиатурой; при необходимости выполнять обязанности секретаря руководителя, вести делопроизводство.
- хорошее зрение;
- развитая координация движений рук и пальцев;
- устойчивое внимание;
- устойчивость и уравновешенность;
- хорошая память;
- грамотность;
- быстрая реакция;
- высокая работоспособность;
- ответственность.
- Основы технического редактирования и оформления текста
- Основы работы на ПК
- Основы работы в Internet
- Компьютерные системы и сети
- Технологии компьютерной обработки информации
- Машинопись
- Основы делопроизводства
- Охрана труда
- Правила дорожного движения
- Основы рыночной экономики и предпринимательства
- Эстетическое воспитание
- Физическая культура и здоровье
- Техника поиска работы
- Основы трудового законодательства
- Основы правовых знаний